Украина отметила 300-летие Полтавской битвы. Несмотря на стойкое желание украинской стороны переставить исторические акценты и сделать главным действующим лицом юбилея гетмана Мазепу, все мероприятия прошли под знаком победы русского оружия.
Все попытки официального Киева привить полтавчанам новое понимание украинской истории оказались тщетными. Самый толерантный город Украины, как его охарактеризовали представители местной власти, так и не воспринял лозунг "Мазепа победил. Украинское государство существует", растиражированный на городских бигбордах.
Активисты ультраправой партии "Свобода", оплатившие рекламную акцию, вообще не рискнули появиться в Полтаве на официальных мероприятиях. Но даже и менее одиозные националисты, все же развернувшие свои черно-красные флаги рядом со знаменами российских казаков, озирались по сторонам с опаской. Но толерантная (и это правда) полтавская милиция оберегала их от возможных идеологических баталий с вооруженными нагайками донцами и терцами. В последний момент абстрагировались от юбилейной даты и украинские политики, хотя некоторые, как, к примеру, депутат Верховной рады Валерий Коновалюк, вместе с российскими парламентариями все же возложили накануне венки к братской могиле русских воинов. Но ни Юлия Тимошенко, ни уж тем более Виктор Ющенко на поле под Полтавой не приехали.
Российскую делегацию на торжествах возглавлял глава администрации президента России Сергей Нарышкин. Он и задал тон торжествам. "Сегодня мы отмечаем большое событие для двух наших народов.
Одновременно трагическое и волнительное. Триумф под Полтавой дался нашим народам дорогой ценой. Но он положил и начало развитию. Битва стала прологом новой истории, новой европейской политики, в которой голос России звучал уже веско и уверенно", - сказал Сергей Нарышкин во время открытия ротонды в память обо всех погибших здесь воинах. На ее колоннах на трех языках было написано: "Время лечит раны". "Современное развитие наших стран основывается на принципах добрососедства, сотрудничества и идеалах свободы, которые наши предки защищали под Полтавой, на Бородинском поле, в Великой Отечественной войне. И конечно, развитие наших стран основывается на принципах уважения к нашей общей истории, истории, которой мы гордимся, и будем гордиться. Это непреложная истина", - добавил он.
Примечательно, что о начале новой истории, но уже для своей страны, говорил и посол Швеции на Украине. Он напомнил, что поражение под Полтавой стало началом конца агрессивной шведской политики и потребовало от его народа еще сто лет для полного осмысления, после чего шведы перестали печалиться и стали строить новое государство, основанное на принципах свободы. Посол призвал относиться к общей истории с пониманием и смирением, но не позволять ей "править бал" в политике.
Похоже, эти слова он адресовал выступавшей следующей Марине Ставнийчук, заместителю главы секретариата президента Ющенко (именно таков был высший уровень представительства официального Киева в Полтаве). Но речь чиновницы была написана заранее, и она принялась горевать об упущенном под Полтавой украинском шансе на независимость и призвала к почитанию памяти Мазепы. В этот момент по рядам донских казаков прошел ропот. Выдержать рекомендованный ей шведским послом смиренный тон по отношению к истории Ставнийчук явно не удалось. И уж совсем неуместным было напоминание о том, что именно Виктор Ющенко дал приказ реставрировать музей Полтавской битвы и вообще организовал праздник. Неуместным оно было потому, что работники музейного комплекса не скрывали: наибольший организационный вклад в реставрацию внес советник президента РФ, спецпредставитель Виктор Черномырдин. Этот факт даже зафиксирован на памятной гранитной доске.
Виктор Степанович вообще стал центральной фигурой праздника. Казаки кричали ему "Любо!", а полтавчане хотели с ним сфотографироваться. Экс-посол не отказывал. "Черномырдина видела? Обычный же человек", - слышалось в плотной толпе зевак. На вопросы журналистов и рядовых полтавчан он отвечал, традиционно не стесняя себя в выражениях. "Мазепа в Полтавской битве не участвовал! И не надо его сюда приплетать. Это все домыслы и вымыслы", - сказал Черномырдин в ответ на назойливые расспросы украинских СМИ о месте гетмана в истории. На реплику же секретаря горсовета о том, что главное для Полтавы, чтобы в нее приезжали с добром ("а кто не с добром, будем просить уехать"), Черномырдин ответил просто: "Ну, мы-то всегда с добром".
Кульминацией праздника должна была стать реконструкция битвы. Ожидавшееся шоу, впрочем, вылилось в ролевую игру для полтавских студентов, переодетых в далекую от исторической правды военную форму, пошитую полтавским же модельером. Ожидавшийся съезд военно-исторических клубов, как это происходит ежегодно на Бородинском поле, не состоялся.
Виктор Черномырдин:
- Почему в Украине говорят, что мы вмешиваемся в историю и пытаемся давать оценки? Потому что битва произошла триста лет назад, а в Украине до сих пор не могут разобраться, что здесь произошло. Делать больше нечего украинским политикам, кроме как в могилах копаться. Успокойтесь уже, займитесь Украиной, своим народом, о людях думайте! Изменить историю еще никому не удавалось. Потом когда-нибудь все встанет на свои места. Но сейчас даже не нужно тратить на это время. Кто пытается искусственно изменить историю, должен знать, что ни к чему хорошему это не приведет. Это все чревато запретами. Но если нам будут запрещать петь и разговаривать на своем, на русском языке, мы будем петь и разговаривать только громче.